Галицкий дух революции

В разгар новой войны за свободу Львов вспоминает свои былые подвиги, ведь революция в городе не впервые…

Галицький дух революції

фото: zbruc.eu

Или будет еще один траурный день в календаре Украины? Почему недостаточно тех жертв, которые веками приносили на алтарь свободы? Возможно, мы забываем о них…

А они о нас – нет, со стен львовских стен, с потрепанных временем крестов на кладбищах они говорят, напоминают о себе, вдохновляют к борьбе. Сегодня линии фронта призрачные, призрачный и враг, он настолько свой, родной, что борьба с ним – борьба с самим собой.. .

Почему-то так сложилось, что чаще всего львовяне бунтуют осенью… В 1848 году, в 1918, 1989, 2004, 2013 годах на площадях города люди уже скандировали лозунги, дымили полевые кухни. Мыслители издавна говорили, чтобы предсказать будущее, нужно внимательно изучить прошлое. Поэтому “Почта” узнала, как во Львове разворачивались революционные события за всю историю города, как они повлияли на его жизнь, на львовян и на то, что сегодня называем галицким духом.

Галицький дух революції

Илько Лемко, известный львовский историк:

– Революция 1848-го года происходила в общем контексте так называемой » Весны народов. Такие революции проходили во всей Европе: Бельгии,Франции, Германии, Италии… Это была борьба за элементарные демократические права: возможность свободных собраний, свободы слова, печати . Тогда во Львове царила австрийская власть.

А она, в свою очередь, очень играла на вражды между украинцами и поляками, много обещала украинцам. Есть такая легенда, что даже первый сине-желтый флаг в новейшей истории Украины появляется именно в 1848 году во Львове. Замечу, что это было рождение флага, который исчез еще во времена Владимира. Поговаривают, его сшила сама цісарева. Тогда против деспотии выступали в основном поляки, они хотели объединять свою польскую государственность.

Были даже свидетельства о том, что украинцы принимали участие в войсках австрийской империи для подавления тех революционных событий во Львове. Говорят, будто украинцы были в армии Гамерштайна, которая бомбила Львов в 1848-м году. Тогда произошла еще одно величественное событие. 15 мая 1848 года вышла первая украинская газета “Зоря Галицкая”.

Именно тогда украинцы почувствовали дух свободы. Австрийская, а затем австро-венгерская империя должна была учитывать настроения народа. Тогда можно было стать либералом, консерватором, социалистом, социал-демократом, пророссийским, пропольським, проукраинским, поэтому такое расхождение даже в некоторой степени мешала украинцам структуруватись в смысле национального движения. Но факт остается фактом, тогдашняя революция дала толчок к тому, чем сейчас является галичане, их так просто не сломаешь, не нахилиш, ибо имеют традиции прав и свобод еще от 1848 года.

Галицький дух революції

Бастионы львовской цитадели хранят следы польских обстрелов с ноября 1918-го (фото: zbruc.eu)

Относительно Ноябрьского чина, что был в 1918 году – это тоже настоящая революция, тогда украинцы фактически захватили власть во Львове. Первая мировая война заканчивалась, австро-венгерская империя терпела поражения, обстояло дело до подписания Версальского договора.

Поляки конечно мечтали о восстановлении своего государства, которую потеряли во время трех разделов Польши в XVIII веке. Украинцы тоже не дремали, поэтому Ноябрьский чин – это попытка утвердить свою собственную украинскую демократическую державу. Конечно, поляки были растеряны, фактически они даже не ожидали такой решительности. Украинцы молниеносно захватили Львов в ночь на 1 ноября и подняли сине-желтый флаг. Украинцы продержались во Львове только один месяц, потому что поляков здесь было гораздо больше – 60%.

Украинцев в городе до 1939 года было всего от 12 до 16%. Существовал такой напіванекдот о том, почему украинцы проиграли полякам Ноябрьский чин. Потому что поляки знали все закоулки и проходные дворы, они там ходили с девушками “на рантку”. А украинцы были в основном приезжими из деревни, города не знали, поэтому и проиграли тактический бой. И в том есть доля правды… Во Львове было всего два таких значительных восстания, даже во времена прошлого здесь не было чего-то равнозначного том, что произошло в 1848 и 1918 годах.

Но события 1989 и 1990 года – это тоже определенным образом революция, которая была в нашем городе. 3 апреля подняли желто-синий флаг на башне ратуши, снесли памятник Ленину. Тогда спецназовцы тоже очень сильно били людей. Я с женой стали свидетелями, как возле Оперного, где была страшная давка, милиция вытаскивала людей из толпы и просто копала ногами. Потом было избиение людей во время похода в тюрьму на Лонцкого, в Управление внутренних дел. А люди тогда ничего не блокировали, их жестоко избивали просто так, хватали и отбивали печени.

Галицький дух революції

Ярослав Грицак, историк:

– В 1848 году символом революции было здание, на месте которой теперь Преображенская церковь. Раньше там, возле Краковской брамы, был католический монастырь тринитариев. Когда пришли Габсбурги, они закрыли большинство монастырей, а дом этого превратили в университет. Во время каждой революции студенчество играло важную роль. Так было во время революции в 1848 г. Студенты и преподаватели создали Академический легион. 1848. был “Весной народов” – то есть национальной революцией.

В случае Львова, одна из главных линий конфликта между светской интеллигенцией, которая в то время была преимущественно польской и австрийской властью, которую считали “немецким”. В ноябре 1848 дошло до баррикад на улицах. Австрийская власть поставила артиллерию на Высоком замке и оттуда бомбили город, выбрав университет как главную цель. Они разрушили его почти полностью. А потом, чтобы еще больше унизить поляков, отдали то место украинцам. Украинцы построили там Народный дом, а впоследствии Преображенскую церковь.

По цитадели, то свою революционную или контрреволюционную роль она играла с австрийских времен. То было одно из мест устоев австрийского войска, там повесили двух польских революционеров.

Галицький дух революції

Стрелковая стойка возле ратуши (рисунок Эдварда Козака) (изображение: zbruc.eu)

В 1918 году в украинском Народном доме была создана Украинская национальная рада – правительство ЗУНР. Если идти вул. Корнякта вдоль Преображенской церкви, то можно увидеть высоко на ее стене четырехугольник из кирпича, в котором замурованы остатки артиллерийского снаряда – это упоминание о польско-украинской войне 1918-1919 г. Эта война шла через весь центр города. Борьба шла за главные центры коммуникации – железную дорогу, почту и вокзал. Линия фронта шла от главной почты через парк Костюшки к управлению железной дороги и далее на вокзал.

Как между 1848 и 1918 г., так и последующей революцией во Львове прошло почти 80 лет. Только что эта революция раз началась, но никак не может закончиться, потому что я считаю, что 1989-1991 г., 2004 и нынешние события являются частью одной революции. Но внутренних фронтов во Львове тогда не было: Львов выступал воедино. Остались те же центры, и тем самым центром вновь является университет. Но появились новые центры – как вот теперь Украинский католический университет.

Евромайдан происходит между теми же местами, но львовяне даже не представляют настоящую близость той географии. Это показывает особенность Львова как города: в нем происходят очень большие события, но на очень малой площади.

Львов был не просто большим городом – это был город-метрополия. Я имею простую формулу определения, которое город был метрополией: посмотрите, 100 лет назад в нем были университет и опера. Если были, то оно метрополия. За австрийских времен Краков тоже был метрополией, но сильно уступал Львову. В советское время Львов был вторым, “настоящей украинской” столицей Украины.

Львов является очень середовищним городом. Его середовищність мерить очень просто, к примеру, количеством студенческих мест в университете, количеством мест в опере, количеством кофеен, количеству библиотек в пересчете на общую численность населения. По этим показателям австрийский Львов превзошел российскую Москву.

Галицький дух революції

Игорь Лильо, львововед:

– Каждая революция из тех, которые были во Львове, сменила город колоссально – оно просто сгорело, поэтому и строилось заново. В 1848 году, когда была “Весна народов”, сожгли львовскую ратушу, уничтожили кучу домов вокруг площади Рынок, сгорела университетская библиотека, на месте которой теперь стоит церковь Преображения Господня на улице Краковской. Также бои проходили и в других частях Львова. Пожаре этой революции зафиксировали даже в произведениях искусства. Ее последствия хорошо описаны в произведении Ивана Франко “Герой поневоле”.

А вот события, которые происходили во Львове в 1918 году революцией я назвать не могу. Как на меня, это совсем другое дело. Тогда было противостояние между двумя совершенно четко понятными силами – польской и украинской стороной, каждая из которых справедливо считала Львов своей территорией. Поэтому это не революция, а военные действия, гражданская война или вооруженный конфликт. Других революций Львов не переживал.

Конечно, если ситуация критическая, люди поднимаются на борьбу. Но у бунтов львовян есть одна особенность. Галичане, поднимаясь на революцию или какие-то активные действия, думают, что знают, чего хотят.

А на самом же деле, многие из них знают, чего не хотят, но не до конца понимают, что именно им нужно. Если кричат “Банду геть!”, то в них есть конкретно сформировано представление о том, что такое “банда” и почему “долой”, но когда говорят, что хотят жить в Европейской стране, то это для них очень размытое понятие.