В это неспокойное время во Львове все больше желающих приобрести оружие в специализированных магазинах. Зато в милиции отрицают повышение спроса на нее среди населения
фото: zbroya.info
Спрос на оружие в Львове увеличился. Об этом “Почта” узнала у продавцов местных магазинов оружия. Приходят сегодня за таким орудием чаще всего с логическим аргументом – “для самообороны”.
“Сейчас к нам чаще приходят за оружие. Покупают разную: и такую, на которую требуется разрешение, и такую, на которую разрешение не требуется . В последнее время чаще обращаются женщины. Увеличилось также журналистов и покупателей. Недавно даже несколько киевлян покупало оружие у нас”, – рассказала продавец одного из львовских магазинов оружия.
Применяемый пневматический пистолет можно приобрести менее чем за тысячу гривен. В целом же цены на оружие разные – все зависит от ее типа.
Жители Шевченковского имеют больше оружия
Официальных владельцев оружия в Украине действительно немало – почти два миллиона легально купленных стволов. В Киеве на руках – примерно четыреста тысяч. Начальник отдела разрешительной системы управления общественной безопасности ГУ МВД Украины во Львовской области Владимир Цикало рассказал “Почте” о “вооруженную” ситуацию Львовской области и города в частности.
Так по состоянию на 1 января 2014 года в органах внутренних дел Львовской области на учете стояло владельцев охотничьего огнестрельного оружия 31 895, из них во Львове – 8 915. Единиц охотничьего огнестрельного оружия – более сорока тысяч, из них во Львове – более двенадцати тысяч. Есть в городе и почти половина сотни людей, награжденных оружием.
Со слов милиционера, наибольшее количество владельцев охотничьего огнестрельного оружия в области проживает во Львове. В городе больше оружия в Шевченковском районе (здесь проживает почти две тысячи владельцев оружия), наименьшее – в Сиховском (почти полторы тысячи владельцев оружия). Среди районов области больше всего владельцев оружия в Пустомытовском районе (почти две тысячи), меньше всего – в Перемышлянском районе (всего лишь 613 владельцев оружия).
Во Львове больше всего владельцев оружия в Шевченковском районе (здесь проживает почти 2 тысячи их), меньше всего – в Сиховском (почти 1, 5 тысячи)
Сейчас по стране ходят предположения, что владельцы оружия возьмут свои пистолеты и пойдут то ли из мести, то на волне общего напряжения на майдан столицы. Но в основном, вооруженные люди культурные. Сейчас пыл к войне утоляют. Об этом мы узнали из обнародованной официальной позиции Ассоциации владельцев оружия.
“Мы считаем, что владельцы оружия должны остаться в стороне от этого конфликта. Мы на 100 процентов уверены, что в Украине реализуется сценарий, аналогичный сирийскому. Мы видели подобное в Югославии и прекрасно знаем, чем все может закончиться. Даже сам факт появления человека с оружием на месте может спровоцировать вооруженный конфликт. Наша задача – не допустить этого”, – рассказал лидер украинской Ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин в одном из интервью, опубликованном на сайте ассоциации.
Свое мнение по этому поводу имеет социолог, директор фонда “Демократические инициативы” Ирина Бекешкина. В разговоре с “Почтой” она отметила: если бы в стране проще была процедура получения огнестрельного оружия, в современных условиях официальных смертей на революции было бы не пять, а пять тысяч… “В происшествии оружие бы не стала точно, ведь когда одна сторона стреляет, другая стреляет в ответ. Были бы тысячи смертей”, – добавляет социолог.
Древняя культура оружия в Львове
Как рассказал “Почте” Андрей Козицкий, автор исследования “Leopolis militans, Львов воюющий, история военного дела во Львове”, у львовян издавна зарождалась традиция поведения с оружием, однако развиться и вкорінитись ей не дали.
“Оружие в частных домах была распространена фактически с XV века, но государство разоружила народ, отучила его от нее, особенно в советский период. Поэтому на несколько лет эта традиция прервалась. Разоружали народ издавна. Хазары, которые воевали против древней Руси, тоже приказали всем жителям сдать оружие после очередного поражения. Это была дань оружия”, – рассказал Андрей Козицкий.
По его словам, история свидетельствует: если власть разоружает людей, она их боится. Следовательно, есть основания считать, что и люди ее недолюбливают. Давняя традиция владения оружием есть, например, в Швейцарии и США. Там большинство людей имеет оружие дома, но они патриоты, поэтому нет опасности, что поднимут восстание. Власть относится к этому спокойно. У нас же проблема в том, что государство пока не является родным для всех, люди чувствуют опасность, незащищенность.
В происшествии оружие бы не стала точно, ведь когда одна сторона стреляет, другая стреляет в ответ. Если бы было так, были бы тысячи смертей
“Например, в Швейцарии мужчины дольше находятся в запасе швейцарской армии, хранят свое оружие дома. Имеют шкаф, в котором стоит автомат, патроны, гранаты, шлем, мундир. Швейцарцы настолько цивилизованные, что никто не берет оружие и не идет стрелять в соседа, когда есть конфликт. У них с этим строго, потому что имеют веками выработанное отношение к оружию”, – говорит Андрей Козицкий.
Как отмечает историк, к оружию следует относиться как к элементу культуры. Существует даже понятие “эстетика оружия”. Это немного странно, потому что оружие является утилитарной. Она не всегда является предметом искусства, бывает грубой, но все равно вызывает у мужчин восхищение (как у женщин, например, обувь).
“Мужчина должен иметь два качества – быть сильным и умным, а женщина – любящей и нежной. Чтобы мужчина чувствовал себя сильнее, он должен владеть оружием. Американская поговорка гласит: Бог создал людей неравными, но конструктор Кольт уравнял их возможности. То есть, оружие выравнивает возможности, и человек может опираться большем количестве нападающих. Оружие притягивает мужчин веками и будет делать это в дальнейшем. Есть, конечно, такие, которые не интересуются оружием, но есть и девушки, которые не интересуются туфлями”, – рассказал Андрей Козицкий.
Со слов историка, есть статистика, что в странах, где люди свободно владеют оружием, преступность не увеличилась, а наоборот уменьшилась, в частности, уменьшилось количество бытовых преступлений.
“Бандит перед тем, как залезть в дом, владельцы которого имеют оружие, трижды подумает. Сейчас же преступники знают, что оружия на руках у людей очень мало, поэтому так нагло себя ведут. У нас же, как правило, стрельбы устраивают пьяные милиционеры или прокуроры. Они стреляют из травматического оружия. Кому мы поручаем оружие? Они же не контролируют себя”, – отмечает Андрей Козицкий.
Оружие как символ Львовяне знают, где купить оружие, и все же некоторым она только снится. И именно сны становятся призывами к восстанию. Говорят, если снится оружие, особенно старинное, – это к возврат долгов, чаще всего запущенных, на которое уже и не надеялись. Львовянин Николай, который довольно предвзято относится к таким проявлениям подсознания, рассказал нам про свой сон, который помог ему вернуть долг режима: политический режим страны одолжил у него национальный дух, свободу и силу. “Я в сны не особо верю, а этот мне покоя не давал. Снилось мне в ноябре, что нашел я на родительском чердаке большой сундук, такую красивую, деревянную, с коваными вставками. Помню, как хотелось ее открыть, но она была закрыта на замки, цепями обмотана. Во сне долго мучился с ней, и все же открыл. С опаской поднял крышку. Внутри было оружие: различные старинные доспехи и пистолеты. Снится мне, что беру в руки один и хочу стрелять. Знаю, что надо, а вот в кого, за что, почему – осознать не могу. Никогда я оружием не интересовался. Отец мой давно умер, и об оружии мы с ним никогда не говорили. И на чердаке у нас такой сундуке никогда не было. Сон стал мне каким-то символом, я не знал, как его трактовать, не знал, что он означает, никогда не верил в сны. И все же он так меня захватил своим символизмом, что не мог не думать о нем, вспоминал его постоянно. Но помогла жена. Она взялась его трактовать. Говорит, что то – к возвращению долгов. Поэтому жена и сон вдохновили меня к борьбе. Я поехал на революцию возвращать все, что мне задолжал тот режим. Конечно, без оружия ехал в Киев, но с вдохновением и задором. И вот я здесь, в столице, уже более два месяца. И понимаю, что вернул себе долг. Тот режим сделал меня беспомощным… Я от этого выздоровел!” – рассказал Николай.
Андрей Козицкий, автор исследования “Leopolis militans, Львов воюющий, история военного дела во Львове”
Огнестрельное оружие появилось во Львове в конце ХIV века, но на то время она была настолько дорогой, что купить ее могло или только город, или короли, или другие состоятельные особы дарили их городу. По мере того, как пушки дешевели, ее начали покупать и горожане. Относительно ручного огнестрельного оружия, которое сейчас называем ружьями, разрешений на ее покупку не было нужно, потому что рынок регулировался, так сказать, цене. Оружие было дорогое, дорогим был и порох и свинец (использовали для изготовления шаров).
По мере того, как оружие дешевела, уже в ХVІ и ХVІІ века. она значительно распространилась. Из сообщений о определенные столкновения на территории города имеем информацию, что люди довольно простого состояния (например, ремесленники) имели дома оружие. Это объяснялось тем, что, согласно городской традиции, ремесленники должны были защищать Львов своим собственным оружием в случае нападения на него врагов.
Было оружие, которая принадлежала цеха. Каждый цех имел свою башню на городской стене и участок, с которого должен был бы город защищать. Но кроме оружия, которую покупал цех, каждый, кто в него вступал, имел еще купить определенный вид оружия, в частности огнестрельного.
Что интересно, существовала комиссия, которая проверяла, оружие, которую покупает человек, качественная. Ружья членов цеха должны быть проштемпельовані: должен был стоять штемпель, что член цеха не купил себе дешевой подделки. Тогда в документах отмечали, что у этого ремесленника есть “порядочный ружье”. Этот человек имел право оборонять ней и свое жилье, и целый город в случае нападения. Так было вплоть до конца XVIII века, пока не пришли австрийцы.
В австрийские времена государство взяло на себя оборону города. Но люди и дальше могли иметь дома огнестрельное оружие. Определенное время для этого даже не требовалось специальных разрешений. Они как таковые появились во второй половине ХІХ ст., когда исчезла потребность в огнестрельном оружии для самозащиты уже даже за пределами городов.
До середины XIX века. в Галиции и Карпатах бывали большие шайки разбойников, которые могли совершить нападение на человека за пределами города, и ей надо было себя защитить. Когда государство стала настолько сильной, что смогла гарантировать людям защиту на всей территории своего суверенного владения (речь идет об Австрии), конечно, оружие надо было получить специальное разрешение. Когда в 1848-м во Львове создали Национальную гвардию, тогда люди, которые в нее вступили, имели частную оружие, и государство не должна была передавать оружие из своих арсеналов.
В ХХ века. дело с урегулированием прав на владение оружия стала жестче, потому что в межвоенной Польше существовал украинское подпольное движение. Тогда можно было легко, без специальных разрешений, купить малокалиберную оружие. Речь идет о пистолетах, которые можно назвать дамскими (именно пистолеты, а не револьверчики, ибо их труднее перезаряжать). Женщине легче пользоваться пистолетом. Реклама о продаже оружия была даже в львовских газетах.
Помнится, одна из фирм писала: “Покупайте дамские пистолеты именно у нас! Наши конкуренты предлагают более низкую цену, но их оружие – жестяная подделка”. Во Львове была фабрика, где изготавливали оружие. Была она на улице Генерала Бема (современная улица Ярослава Мудрого) и называлась “АРМА-Львов”. Эта фирма занималась переработкой оружия для польской армии, ремонтом оружия, а также производила некоторые партии оружия на заказ.
Кроме этого, были оружейные мастерские и оружейные магазины. Известно, что даже украинское подполье иногда покупало оружие через них. Но там нельзя было купить оружия большего калибра и оружия, что была на вооружении армии. Армейская и боевое оружие находились под большим контролем. Оружие также привозили из-за границы, в основном из Чехии, у которой была добрая оружейная традиция.
После Первой мировой войны люди смогли спрятать довольно много оружия. То же происходило и во время Второй мировой войны. Но большевики решили разоружить людей. Уже в советские времена оружие так не распространялась. Однако люди могли иметь то оружие, которое получили в награду (со специальной надписью; ее вручают за особые заслуги, то есть де-факто она является наградой, хоть и стреляет). Обычно такие награды имеют прокуроры, милиционеры, люди, которым и так разрешено иметь оружие.